Українська правда
Экономическая правда
Публикации

Суть нового закона об импортных авто. Что Рада предлагает делать с "евробляхами"
18.06.2018 07:00
Рада сделала шаг к легализации "евроблях". Новые законы позволят снизить акцизы на импортные авто, в том числе и на новые, и усилят ответственность за нелегальный ввоз нерастаможенных авто.

Этот материал был опубликован 18 июня. Именно тогда были представлены законопроекты об уменьшении акцизов для импортных авто и усилении контроля над так называемыми евробляхами, которые в первом чтении накануне приняла Верховная Рада.

Один из авторов закона — Нина Южанина — объясняла, в чем суть изменений и как это повлияет на стоимость импортных автомобилей. ЭП обновила текст и предлагает с ним ознакомиться.

Также редакция собрала часто задаваемые вопросы от читателей, касающиеся законопроектов, и ответила на них в тексте "Закон о "евробляхах": что делать владельцам нерастаможенных авто".

Там вы найдете ответы на следующие вопросы: как легализовать авто по новым правилам, сколько времени дадут владельцам "евроблях" на это, что делать с машинами, которые даже по новым правилам нет смысла растамаживать.

Ждать дальше некуда

Почему большинство наших граждан чувствуют себя дискриминированными, когда встает вопрос о приобретении авто? Вероятно, потому, что машина для украинцев стала роскошью, дорогим товаром, который далеко не каждый может себе позволить.

Причин, почему так произошло, немало, но главная — это акцизный налог, обязательный платеж, ставки которого очень огорчают украинских автомобилистов. Размер акциза для различных по объему двигателей машин может отличаться в 100-150 раз.

Именно дискриминационная система ставок акцизного налога, а также невозможность таможенного оформления и регистрации в Украине машин, не соответствующих экологическому стандарту "Евро-5", привели к появлению в стране такого количества авто с иностранной регистрацией.

По данным таможни, 1 мая 2018 года в Украине находилось более 315 тыс авто, зарегистрированных в других государствах и ввезенных в Украину в режиме транзита или временного ввоза. Почти половина, 125 тыс, — с нарушением срока пребывания.

Таможенный режим транзита

Количество

ввезенных авто

Количество

не вывезенных авто

Количество пересечений таможенной границы

1 квартал 2018

2017

1 квартал 2018

2017

1 квартал 2018

2017

Резиденты

75 178

200 733

16 209

38 821

521 479

2 226 975

Нерезиденты

3 579

11 290

261

5 199

9 016

33 427

Всего

78 757

212 023

16 470

44 020

530 495

2 260 402

Таможенный режим временного ввоза

Количество

ввезенных авто

Количество

не вывезенных авто

Количество пересечений таможенной границы

1 кв. 2018

2017

1 кв. 2018

2017

1 кв. 2018

2017

Резиденты

17 413

57 144

2 363

4 404

37 592

196 516

Нерезиденты

203 823

696 232

43 925

140 958

487 208

2 583 378

Всего

221 236

753 376

46 288

145 362

524 800

2 779 894

По данным Нацполиции, в 2017 году в Украине произошло более 10 тыс ДТП с участием авто с иностранной регистрацией или 6% от общего количества автомобильных аварий в Украине. В первом квартале 2018 года количество таких ДТП выросло до 8,5%. Полисы обязательного страхования приобрели лишь 198 тыс с 315 тыс владельцев таких авто.

Это означает, что по украинским дорогам ездят потенциально опасные машины.

Учитывая это, а также для уменьшения стоимости таможенного оформления авто и создания правовых и экономических условий для регистрации ввезенных в Украину авто комитет по вопросам налоговой и таможенной политики внес в парламент законопроекты №8487 и №8488, которые накануне депутаты приняли за основу.

Как будет исчисляться новый акцизный налог

Акцизный налог для ввозимых в Украину авто будет изменен. Базовые ставки акцизного налога будут такими: для авто с бензиновым двигателем — 50 евро, для авто на дизеле — 75 евро.

Речь идет именно о базовых ставках, к которым будут применяться коэффициенты. Размер акцизного налога, который придется оплатить, будет равняться базовой ставке, умноженной на коэффициент двигателя и коэффициент возраста.

Как будет рассчитываться коэффициент двигателя? Показатель объема двигателя будет делиться на 1000, а коэффициент возраста — это количество полных календарных лет. Формула вычисления будет выглядеть так.

Чем отличается новый акцизный налог от действующего

Главное — акцизный налог с авто, рассчитанный по предложенной формуле, будет значительно меньше нынешнего.

Благодаря этому импортные легковые транспортные средства станут для украинцев доступными, а разница в размере ставок для различных по объему двигателя авто не будет существенной.

В то же время, акцизный налог на старые авто будет выше из-за возрастного коэффициента, что будет стимулировать покупать новые авто.

Сравнение нового акцизного налога с действующим на примере авто разного возраста и с разным объемом двигателя (бензин)

Объем двигателя, см3

Действующий акциз, евро

Новый акциз, евро

Новые авто

До 5 лет

Более

5 лет

Новые авто

5 лет

15 лет

900

92

985

1 294

45

225

675

1 000

102

1 094

1 438

50

250

750

1 200

76

1 640

2 113

60

300

900

1 500

95

2 051

2 642

75

375

1 125

1 600

427

2 629

3 906

80

400

1 200

1 800

481

2 957

4 394

90

450

1 350

2 000

534

3 286

4 882

100

500

1 500

2 100

561

3 450

5 126

105

525

1 575

2 200

587

3 615

5 370

110

550

1 650

2 500

690

5 533

12 463

125

625

1 850

2 800

773

6 196

13 958

140

700

2 100

3 000

828

6 639

14 955

150

750

2 250

3 500

7 732

11 652

17 448

175

875

2 625

4 000

8 836

13 316

19 940

200

1 000

3 000

4 500

9 941

14 981

22 433

225

1 125

3 375

5 000

11 045

16 645

24 925

250

1 250

3 750

5 500

12 150

18 310

27 418

275

1 375

4 125

6 000

13 254

19 974

29 910

300

1 500

4 500

Какими будут контроль и новые штрафы

Конечно, будет усилен контроль за ввозом и использованием авто с иностранной регистрацией.

Во-первых, вводится ограничение на количество авто, которые можно ввозить без денежного обеспечения. Так, нерезидент без денежного обеспечения сможет ввезти в режиме временного ввоза только один автомобиль.

Ввоз следующих легковых транспортных средств предусматривает наличие гарантии. Гарантом может быть финансовое учреждение, которая возьмет на себя обязательство уплатить сумму всех таможенных платежей, если авто не будет вывезено.

Во-вторых, усиливается ответственность за нарушение таможенных правил.

Лицо, которое ввезло в Украину автомобиль в режиме транзита или в режиме временного ввоза, не сможет передать его во владение, пользование или распоряжение другим лицам или разукомплектовывать его.

Также ему будет запрещено использовать такую машину в предпринимательской деятельности или получать доход, например, для работы в такси. За нарушение установленных правил предусмотрен штраф 34 тыс грн.

Любое другое лицо, которое вопреки установленным правилам получит транзитное или временно ввозимое авто во владение, пользование или распоряжение или будет использовать такое авто в предпринимательской деятельности для получения дохода, также будет оштрафовано.

Первая фиксация указанных нарушений работниками Нацполиции предусматривает взыскание с нарушителя 8,5 тыс грн, повторная фиксация — 17 тыс грн, лишение права управления на год и изъятие авто за счет нарушителя.

Неправомерные операции с транзитными и временно ввезенными авто
Нарушитель — лицо, которое ввезло автомобиль

Действие

Действующий штраф

Предложенный штраф

1. Передача авто во владение, пользование или распоряжение другим лицам.
2. Использование авто для целей предпринимательской деятельности или получения доходов.
3. Раскомплектование авто.

Х

34 000 грн

Нарушитель — любое лицо, управляющее автомобилем

Авто

Действующий штраф

Предложенный штраф

1. Срок транзита или временного ввоза которого завершился.
2. Переданное водителю во владение, пользование или распоряжение лицом, которое его ввезло.
3. Используется для целей предпринимательской деятельности или получения доходов.

Х

8 500 грн

Повторное нарушение

Х

17 000 грн и лишение права управления на год с изъятием авто за счет нарушителя

За несоблюдение сроков режимов транзита и временного ввоза, то есть за невывоз авто за пределы страны своевременно, нарушители должны оплатить штрафы. Размеры штрафов будут зависеть от количества дней превышения установленных сроков.

За один день просрочки вывоза транзитного авто с нарушителя будет взыскано 170 грн, за три дня отсрочки вывоза временно ввозимой машины — 850 грн.

Лишний месяц пребывания такого автомобиля на таможенной территории Украины будет стоить нарушителю 170 тыс грн или даже транспортного средства, которое может быть конфисковано по решению суда.

Нарушение сроков транзита
(разрешено пять суток в зоне деятельности одной таможни, десять суток — в зоне деятельности двух таможен)

Срок

Действующий штраф

Предложенный штраф

1 сутки

Предупреждение или 170 грн

Предупреждение или 170 грн

от 1 до 10 суток

3 400 грн

3 400 грн

более 10 суток или потеря авто

8 500 грн

Х

от 10 до 20 суток

Х

8 500 грн

от 20 до 30 суток

Х

85 000 грн

более 30 суток или потеря авто

Х

170 000 грн или конфискация по решению суда

Нарушение сроков временного ввоза
(разрешено: 1 год — нерезиденты, 60 суток — резиденты на консульском учете, 10 суток — резиденты — работники иностранных компаний)

Срок

Действующий штраф

Предложенный штраф

до 3 суток

850 грн

850 грн

от 3 до 10 суток

5 100 грн

5 100 грн

более 10 суток

17 000 грн

Х

от 10 до 20 суток

Х

17 000 грн

от 20 до 30 суток

Х

85 000 грн

на более 30 суток

Х

170 000 грн или конфискация по решению суда

В законопроекте прописаны четкие правила взаимодействия всех профильных служб и ведомств: подразделений органа доходов и сборов, Государственной пограничной службы, Национальной полиции.

Благодаря автоматизированной системе обмена информацией данные об авто, зафиксированные таможенником во время открытия режима транзита или режима временного ввоза, будут сразу передаваться всем органам.

Если разрешенный срок пребывания иностранного авто в Украине истек, а машина не была вывезена, таможенник должен сообщить другим органам о совершении правонарушения.

Получив сообщение, полицейские должны пристально отслеживать такое авто на автомобильных дорогах Украины, а пограничники — не допустить пересечения границы лицом, которое ввезло авто без уплаты соответствующих штрафов.

Кроме того, Национальной полиции будет предоставлено право проверять личность водителя авто с иностранной регистрацией на соответствие лицу, которое его ввезло. Если за рулем будет любое другое лицо, полицейский может наложить на водителя штраф и сообщить таможне о нарушении таможенных правил.

Получив такую информацию, таможенник во время закрытия режима ввоза будет иметь основания для взыскания штрафа с лица, которое ввезло авто, за несоблюдение ограничения на передачу машины.

Важно, что протокол о нарушении может быть составлен таможенником при отсутствии нарушителя и вручен ему при выезде из Украины.

Таможенные послабления

Сейчас растаможка авто проводится только на таможнях, определенных в утвержденном Министерством финансов перечне.[L]

В таком случае водитель авто на транзитных номерах должен ехать в уполномоченный пункт для проведения таможенного оформления и уплаты таможенных платежей, следовательно — иметь значительную сумму денег.

По новым правилам, при пересечении границы и заполнении декларации водитель уже будет оказываться под таможенным контролем, однако таможню для проведения оформления ввезенного транспортного средства он сможет выбрать самостоятельно — без риска быть ограбленным или обманутым.

Вместо заключения

Уменьшения акцизного налога, а также снятие запрета на таможенное оформление и государственную регистрацию авто без ограничений по экологическим нормам — то компромиссное решение, которое учитывает интересы всех сторон: государства, официальных автоимпортеров, добросовестных налогоплательщиков и тех, кто пользуется автомобилями без таможенного оформления и регистрации в Украине.

Новая модель налогообложения позволит уменьшить стоимость новых транспортных средств и создаст правовые и экономические условия для регистрации ввезенных в Украину авто с иностранными номерами.

Новые правила также обеспечат действенный контроль за перемещением и целевым использованием таких авто, соблюдением таможенных правил резидентами и нерезидентами.

Нина Южанина, председатель комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Верховной Рады






УКР | РУС
Главная | Новости | Публикации | Колонки
©2006-2015 "Экономическая правда"