Українська правда
Экономическая правда
Колонки

Воруют ли у вас в компании? Да, не обманывайте себя
16.01.2018 09:45
Сильная служба безопасности, спонтанные проверки, исключение из оборота наличности — лишь часть методов, пренебрегать которыми не стоит.

"Вы видите суслика?". "Нет, не вижу". "А он есть".

Этот диалог часто происходит с собственниками крупнейших украинских компаний.

Большинство из них отрицают факты совершения мошеннических действий со стороны менеджеров внутри компании.

Наиболее распространенные ответы на вопрос, воруют ли у вас в компании, таковы.

"Исключено. Будучи собственником, я нахожусь в операционном управлении своей компании и все контролирую лично".

"Мой менеджмент со мной уже более десяти лет. Мы строили компанию вместе и он максимально лоялен ко мне. Воровство исключено".

"У моего менеджмента зарплата выше среднерыночной, он дорожит компанией и никогда бы не решился на мошеннические действия, это нелогично".

"Мои родственники возглавляют ключевые позиции в компании, воровство невозможно".

"Я регулярно прохожу финансовый аудит со стороны одного из представителей международных аудиторских сетей — исключено".

"Менеджмент компании знает мой авторитарный нрав, поэтому не посмел бы злоупотреблять моим доверием".

Все эти слова и словосочетания — "исключено", "невозможно", "не посмели бы", "нелогично" — я называю Forensic catch (от англ. ловушка Форензик). Они ведут к "неосознанию" проблемы регулярного мошенничества в компании.

Согласно мировой практике, компании вследствие недобросовестных действий менеджмента ежегодно несут убытки в размере 5-10% своего годового оборота.

Согласно украинской практике и по итогам ста финансовых расследований, проведенных Kreston GCG в 2017 году среди украинских компаний, практика говорит о не менее 25% отчужденных средств от годовой выручки компании.

Ужасающие цифры, не правда ли? Это та самая "цена отрицания", которую собственники ежегодно платят в пользу менеджеров.

Где и как чаще всего воруют?

Департамент закупок — проведение закупок от связанных и несвязанных лиц по завышенной цене без проведения тендерных процедур.

Финансовый департамент и бухгалтерия — искажение финансовой отчетности, занижение или завышение результатов финансовой деятельности предприятия. Хаотичный учет основных средств — риск преднамеренного отчуждения активов.

Производство — завышение себестоимости продукции.

Департамент маркетинга — неэффективное, бесконтрольнее расходование маркетинговых бюджетов.

Складской учет и хранение — банальное расхищение складских запасов продукции вследствие низкой организации или отсутствия систем физической безопасности и системы складского учета на предприятии.

Департамент продажи — продажи через связанные и несвязанные лица по неконтролируемой отпускной цене, плохая работа с проблемной дебиторской задолженностью. Большие размеры дебиторской задолженности свидетельствуют о проблемах в компании.

Юридический департамент — неэффективное ведение судебных дел против контрагентов также может свидетельствовать о проблемах в компании. Вашего in-house lawyer может перекупить проблемный клиент.

СБ и IT-отдел — риск утечки информации за пределы компании.

Все эти моменты являются основными точками риска для компании.

Мошенничество нельзя искоренить, но его можно свести к минимуму. Методы борьбы с внутрикорпоративным мошенничеством следующие.

Регулярные спонтанные проверки менеджмента без предупреждения.

Высокий уровень материальной и нематериальной мотивации. Дайте процент от бизнеса своему менеджеру и он будет к вам максимально лоялен, ведь его результат будет напрямую зависеть от его деятельности.

Заведите отел СБ, который бы подчинялся вам напрямую.

Внедрите в компании систему обратной связи — whistle blowing system. Статистика раскрытия мошенничества внутри компании говорит, что каждый второй случай раскрывается посредством информированиям своих сотрудников.

Исключайте концентрацию должностных обязанностей в руках одного менеджера.

Стремитесь к автоматизации процессов.

Пользуйтесь принципом функционального утилитаризма — внедрите систему KPI.

Самое главное — исключите в компании cash, ведь он всегда намазан медом.

Какой основной итог? Нет идеальных методов минимизации потерь вследствие мошенничества внутри бизнес-структур, но есть проверенные методы, пренебрегать которыми не стоит, ведь многие из них стоят миллионы долларов.






УКР | РУС
Главная | Новости | Публикации | Колонки
©2006-2015 "Экономическая правда"