Українська правда
Економічна правда
Колонки

Чому українці так засмучені новими тарифами на електроенергію
07.03.2018 09:50
Головне питання: чи змінить різка критика RAB-тарифів їх механізм і чи відкладе їх запровадження?(Рос.)

Тарифы на энергию вызывают серьезную обеспокоенность в Украине. До Евромайдана 2014 года цены на газ были слишком низкими и стоили правительству 8% ВВП в виде субсидий.

Хуже того, большая часть из них досталась нескольким привилегированным газовым трейдерам. Низкие тарифы на электроэнергию не оставили владельцам генерирующих и распределительных компаний стимулов для инвестиций.

С 2014 по 2017 год тарифы на газ резко возросли, хоть Международный валютный фонд (МВФ) и сетует на то, что цены на газ для домашних хозяйств до сих пор слишком низкие.

В последнее время рядовые граждане жалуются на то, что тарифы на выработку электроэнергии слишком высокие и на них приходится значительная часть расходов домашних хозяйств.

Нынешняя шумиха связана с плановым повышением тарифов на распределение электроэнергии с 1 апреля.

Эксперт по энергетике Андрей Герус подсчитал, что переход будет увеличивать тарифы на электроэнергию примерно на 30 млрд гривень в год, чуть более 1% процента от ВВП.

Что такое RAB-тарифы и почему они повлияют на жизнь миллионов украинцев

Идея состоит в том, что Украина должна ввести новый тип тарифа (RAB-тариф, — ЭП) — нормативную базу активов — который широко используется на Западе. Затем региональные распределительные компании (областные энергосистемы или облэнерго) могут повысить свои тарифы на 12,5% от стоимости активов.

Это может показаться разумным, но это не так.

Почти все распределительные компании были приватизированы по ценам, значительно меньшим за фактическую стоимость их активов. В настоящее время Фонд государственного имущества оценивает свои активы, как правило, в несколько раз выше закупочных цен.

Таким образом, нынешние владельцы дважды выигрывают от своих успешных покупок, в то время как обычные украинцы будут сталкиваться с очередным ростом тарифов на распределение электроэнергии.

Тарифы RAB также не будут стимулировать владельцев региональных распределительных компаний к модернизации или повышению их эффективности.

Члены Энергетического комитета украинского парламента, в частности Ольга Белькова и Наталия Кацер-Бучковская, на этих основаниях выступают против тарифов RAB.

Вместо этого они поддерживают более высокий тариф на новые инвестиции в размере 14,5% и более низкий тариф для старых сетей — 2,5%. Они обращают внимание на успешную модернизацию сетей Румынией, выступая именно за новые инвестиции.

В настоящее время тарифы на распределение устанавливаются в соответствии со старым принципом "затраты плюс". Это позволяет владельцам с прибылью в 3% превышать их затраты, и поощряет их максимизировать затраты, но не инвестировать или не уменьшать убытки.

Они сохраняют тарифы низкими, несмотря на то, что украинская сетка сильно нуждается в модернизации. Средняя продолжительность эксплуатации украинской сети составляет сорок лет, а 60-85% инфраструктуры считается изношенной. Очень опасен риск серьезных отключений.

Регулирующий орган Украины по ценам на энергоносители, Национальная комиссия по регулированию энергетических и коммунальных услуг (НКРЭКУ), формально независима, но многие считают ее подконтрольной Администрации президента.

10 января НКРЭКУ опубликовал свой указ о внедрении тарифов RAB с 1 апреля. Ранее ее глава Дмитрий Вовк неоднократно заверял общественность в том, что в ближайшем будущем никаких тарифов RAB не появится.

В Украине действуют 24 региональные распределительные компании плюс "Киевэнерго", которая также является генерирующей компанией. Поскольку облэнерго приватизировались на ранней стадии, они преимущественно принадлежат бизнесменам, чьи состояния значительно уменьшились.

Только шесть из них — украинские мажоритарные владельцы. Остальные принадлежат двум другим группам. Константин Григоришин, россиянин, который стал гражданином Украины в 2016 году, владеет большими долями десяти облэнерго, а группа российских бизнесменов во главе с Александром Бабаковым владеет крупными долями одиннадцати облэнерго.

Бабаков является членом Совета Российской Федерации, бывшим вице-спикером Государственной Думы РФ, бывшим лидером российской националистической партии "Родина". Он также подпадает под санкции Соединенных Штатов и Европейского Союза из-за голосования за аннексию Крыма.

НКРЭКУ должен одобрить переход каждой региональной распределительной компании на тарифы RAB, и первые четыре, которые были одобрены, вызвали озабоченность.

Две из них ("Прикарпатьеоблэнерго" и "Львовоблэнерго") принадлежат украинскому бизнесмену Игорю Суркису, ещё два ("Сумыоблэнерго" и "Черниговоблэнерго") Константину Григоришину и украинскому олигарху Игорю Коломойскому. Никто из них не вносил больших капиталовложений в модернизацию.

Премьер-министр Владимир Гройсман возглавляет оппозицию RAB тарифам, подчеркивая при этом, что он уважает исключительное право НКРЭКУ. Гройсман в принципе не выступает против тарифов RAB, но требует пересмотра, чтобы стимулировать сбережения и модернизацию.

Парламентский комитет по энергетике также выступает против нынешнего предложения по тем же основаниям.

И хотя МВФ сыграл важную роль в формировании тарифов на газ, в эту дискуссию он, похоже, не вмешивается.

Вопрос в том, изменит ли резкая критика тарифов RAB их механизм и отложит ли их введение.

Глава регулятора Вовк сомневается в том, что распределительные компании готовы к этому переходу. И доработка их механизма и отложение будет одобрено.






УКР | РУС
Головна | Новини | Публікації | Колонки
©2006-2015 "Економічна правда"